Валерий Пясецкий: Я не верю, что пианистом можно родиться

Учитель Дениса Мацуева, заслуженный артист России, профессор Валерий Пясецкий – частый гость на международном фестивале «Звезды на Байкале». Он проводит мастер-классы для юных иркутских пианистов и является членом жюри конкурса фонда «Новые имена». Однако в этом году его педагогический талант и исполнительское мастерство, наконец, смогла оценить и широкая аудитория. На фестивале состоялись концерты с его участием «Играют ученики Валерия Пясецкого» и «Музыка лечит», после которых маэстро дал интервью газете «Областная».

– Валерий Владимирович, на концерте «Музыка лечит» юные пианисты сыграли для детей-инвалидов. Публика иногда очень экспрессивно реагировала на музыку. Были ли к этому готовы ваши ученики?

– Нет, но для них это хорошая практика. Конечно, любые звуки во время выступления отвлекают исполнителя, но он должен быть готов ко всему. Например, меня учили тому, что мое дело – сыграть на рояле свою программу, даже если упадет потолок. Просто бывают объективные причины, а иногда и субъективные, как сегодняшние шумы, к которым не так просто адаптироваться. Говорят, что однажды Денис Мацуев, когда во время концерта навязчиво зазвонил мобильник, остановился и подыграл эту мелодию.

– Иркутянам ваше имя особенно дорого, ведь вы – учитель Дениса Мацуева. Расскажите о своих впечатлениях, о первых встречах с ним?

– Денис приехал ко мне в девятый класс. Это был замечательный ученик – веселый, жизнерадостный. Чувствовались огромные возможности и перспективы. Заниматься с ним было одно удовольствие, он все схватывал с полуслова, два раза повторять никогда не приходилось.

– Ваши ученики, по крайней мере, те, которые выступали в Иркутске – яркие индивидуальности. Как вам удается сохранить уникальность каждого из них?

– Не надо делать ничего особенного. Как говорил Микеланджело, нужно лишь отсечь все лишнее. Чтобы классика была классикой, романтика – романтикой, музыка барокко оставалась ею, чтобы форте было не грубым, а пьяно – звучащим. Ведь если исполнители начинают колотить при необходимости достаточно активной игры или еле звучать, когда уже не слышно в десятом ряду – это и есть то самое ненужное. Но ломать их и «подгребать» под свое видение конкретного сочинения – это слабая черта педагога. Я, к примеру, данное произведение слышу так, вы – иначе, а слушатель в пятом ряду – совсем по-другому. У каждого свое восприятие, и в этом прелесть того, что мы делаем.

– Как вы, будучи замечательным пианистом, решились почти полностью посвятить себя преподаванию?

– Я понял, что у меня это достаточно хорошо получается, окружающие это увидели и оценили. Потом пошли лауреатские звания учеников, фестивали, конкурсы, концерты. Думаю, каждому нужно заниматься своим, Денису Мацуеву – играть на рояле, а мне – преподавать.

– Кто были ваши учителя?

– У меня были уникальные учителя. Анна Даниловна Артоболевская – настоящая легенда. В последние годы она занималась даже с трехлетними детьми. Мне посчастливилось жить с ней в одном подъезде, и она учила меня дома. Ее преподавательская методика хорошо запомнилась мне, и я пытаюсь применить ее в современных условиях. Потом в Московской консерватории моим учителем был Алексей Наседкин – тоже ученик Анны Даниловны. Это гениальный музыкант, пианист высочайшего уровня, у него просто не сложилась настоящая сценическая карьера. Он меня научил всем тонкостям, которыми владел. Был еще один человек, которого я не могу не упомянуть – это виолончелист Михаил Хомицер, с которым я играл уже, когда учился в аспирантуре, и потом 10 лет в ансамбле. От него я получил все, что связано с камерной музыкой, а это колоссальный пласт в моем образовании.

– Насколько дети стремятся овладеть исполнительским мастерством? Ведь говорят, чтобы добиться результата – нужно этого хотеть осознанно.

– Конечно, в детском возрасте нет никакого осознанного желания. Когда говорят, что кто-то родился пианистом, я в это не верю. Все в первое время зависит от родителей, если они этим заражены, и им повезло с педагогом, то при наличии определенных способностей ребенка можно рассчитывать на результат. А время потом все скорректирует. Дальше на 80% все зависит от педагога, на 20% – от родителей, которые должны обеспечивать хоть какую-то дисциплину. Не верю я в эти сказки, что ребенок может бежать к инструменту и проводить за ним все свободное время. По крайней мере, мне такое не встречалось.

– А как было у вас?

– Я любил собирать марки, в 1960-е годы это хобби было у многих. Играл в футбол и хоккей, всегда очень хотел научиться драться. Любил собак и до сих пор люблю, в детстве у меня была немецкая овчарка, и мы постоянно участвовали с ней в выставках. Но, конечно, все основное мое время занимала музыка.

– Ваши впечатления от фестиваля «Звезды на Байкале»?

– Я много раз бывал в Иркутске, и мне очень нравится ваш город, ведь здесь благодатная публика и всегда очень теплый прием. Несмотря на шесть часов лету и пять часов разницы во времени, у меня самые лучшие впечатления, и я с удовольствием сюда приезжаю, особенно, как ни странно, зимой на «Рождественские встречи».

–Как вы оцениваете иркутских детей?

– Дети у вас способные. В этом году, например, в мой класс поступила девочка из Иркутска – Алена Иванова. Причем она прошла первым номером по специальности, а это, поверьте мне, очень сложно! Но нужно подумать, чтобы мастер-классы в рамках фестиваля носили регулярный, а не эпизодический характер и проходили хотя бы два-три раза в год по определенной программе. Я уже говорил об этом с Денисом Мацуевым.

– Есть надежда, что Россия по-прежнему будет удерживать первенство в академическом музыкальном искусстве?

– Нам становится все труднее, ведь сейчас азиаты показывают невероятные результаты из-за своей работоспособности. И в целом в мире исполнительский уровень сильно вырос, во многом благодаря нашим педагогам, которые преподают в разных странах. Но если говорить о перспективах, то, по крайней мере, те ребята, которые приезжали в этом году в Иркутск, подают большие надежды.

Справка

В этом году стипендию Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» в размере 6 тыс. рублей ежемесячно получали 12 юных музыкантов в возрасте от 9 до 15 лет. Из них шесть детей из Иркутска: гитарист Владислав Ашихин, скрипач Юрий Абрамов, баянист Олег Епишин, саксофонистка Франческа Наринская, ударник Павел Иванов и домристка Надежда Ли; двое из Ангарска: скрипачка Елизавета Орлова, и пианистка Ярослава Юрсакова; двое из поселка Усть-Ордынский: чанзисты Максим Жербаков и Дмитрий Харинаев; а также кларнетист Геворг Аветисян из Братска и флейтистка Елизавета Штыркова из Усть-Илимска. 10 сентября лауреаты дали концерт в рамках «Звезд на Байкале» в Иркутской областной филармонии.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ