Дважды рожденный для полета

Иркутянин Петр Фролов воевал в небе, прошел ужасы немецкого плена, из которого сумел бежать. После войны сибиряк нашел в себе силы, чтобы вернуться в авиацию

Короткая война лейтенанта Фролова

Небо поманило его, когда он еще был мальчишкой. Как многие летчики той поры, покорение сияющей выси он начал с аэроклуба, будучи простым рабочим в вагонном депо города Ржева. Потом — высшая школа военных летчиков, и новоиспеченный младший лейтенант Петр Фролов за год до начала войны был направлен на службу в авиационный полк, под Киев. Начало войны прочно ассоциируется у Петра Дмитриевича со... вкусом облепихи. Двадцать первого июня 1941 года отдыхал с друзьями на берегу речки. Встретили они там знакомую девушку и попросились в гости, купив по пути бутылку облепиховой настойки.

В гостях выпивали, разговаривали — и о том, что война очень даже запросто может начаться. Буквально через несколько часов, ранним утром, полк был поднят по тревоге. Началась...

Устаревшие бомбардировщики СБ, которыми был оснащен 33-й авиаполк, не могли соперничать с маневренной новой техникой гитлеровцев. Потери нашей авиации были колоссальны, потребность в новых самолетах — огромна. Тогда и был отправлен младший лейтенант Фролов сотоварищи в Липецк, в центр высшей летной подготовки, осваивать новый самолет Пе-2. А весной 1942-го состоялось первое знакомство Петра с Иркутском. Он получал «пешки», построенные на Иркутском авиазаводе. И сразу — на фронт.

Все, что рассказывает Фролов, мы видели только в кино про войну. Боевые вылеты, ожесточенные бои на Калининском фронте, родная деревня под крылом самолета, стертая с лица земли...

Двадцать девятого января 1943 года в неравном бою звено из восьми пикирующих бомбардировщиков Пе-2 было уничтожено превосходившими по численности и вооружению «Фокке-Вульфами». Надо сказать, экипаж Фролова был на тот момент уже достаточно опытным — 55 боевых вылетов, 4 сбитых немецких истребителя, множество уничтоженных наземных целей. Тогда уцелели 5 человек, катапультировавшись на территорию, занятую немцем. И попали в плен.

Страшное «кино»

Орловская тюрьма, потом — лагеря военнопленных, один сменял другой... Наконец в литовском рабочем лагере у города Шелюты он встретил своих однополчан, также попавших в плен после того трагического боя, — радиста Морозова и стрелка Лабдженидзе, и узнал, что они готовят побег.

— Организатором побега был Юрий Павлович Цуркан, одессит, летчик-истребитель... Мы назначили день побега, делали подкоп до угольного склада, который находился за ограждением лагеря, — рассказывает Петр Дмитриевич с такими подробностями, словно это было вчера. — Копали 25-метровый лаз почти месяц, а последние полтора метра пробивали три дня, не хватало воздуха, ребята не выдерживали там больше 20 минут... Землю вытаскивали из тоннеля в тазике, привязав к нему веревку.

Уходили маленькими группами 20 августа 1943 года. Первая — во главе с Цурканом, вторая — фроловская. Пробирались к своим втроем: сам Петр Фролов, стрелок Алексей Лабдженидзе и пограничник Петр Горелов. Эту дату называет летчик своим вторым днем рождения.

Потом по вражеской территории пробирались ночами на восток, Горелов был убит литовскими полицаями... И как это часто показывают в кино про войну, вышли беглецы на партизанскую бригаду имени Ворошилова. Воевали и там. А в конце октября самолетом были эвакуированы в Москву.

Спецпроверка

Так закончились семь месяцев плена для Фролова. Гораздо меньше повезло главному организатору побега, Юрию Цуркану: он был схвачен тогда и до конца войны находился в лагерях, в том числе в известном лагере смерти Маутхаузене. Но на этом испытания летчика Фролова не закончились. Потому как наша советская спецпроверка бывших пленных — то еще испытание.

— Держали нас в бывшем здании техникума. Вроде и не тюрьма, но было страшно, — признается Петр Дмитриевич. — Страшно и обидно, что тебе, выжившему в смертельном бою, перенесшему плен, побег, воевавшему в партизанском отряде, не верят... День за днем, два месяца подряд капитан Торопихин (фамилию его на всю жизнь запомнил!) задавал каверзные и даже издевательские вопросы: чем копали? куда землю девали из подкопа? ели ее, что ли, что надзиратели вас не заподозрили? кто руководил побегом? И так далее... Трудно представить, но одного летчика, который бежал из плена, угнав фашистский самолет, проверяли таким образом около года!

Спецпроверка для Фролова завершилась удачно — его отправили в Казанский запасной авиаполк для восстановления летных навыков. А вот Жене Добрынину, который бежал после него из того же лагеря, в небе отказали — направили воевать в пехоту...

Командир запасного полка, посмотрев, как летает лейтенант Фролов, оставил его в полку — инструктором. Это был приказ, желания летчика никто не спрашивал. И до самой победы он ковал авиакадры.

Гуру малой авиации

То командирское волевое решение определило в какой-то мере дальнейшую, послевоенную судьбу Петра Дмитриевича. Сначала он подался к геологам. Налетал немало часов в разных геологических экспедициях страны: работал в Иркутском геологическом управлении, обслуживал поисковиков алмазов в Якутии, был в числе первооткрывателей Краснокаменского месторождения урана в Читинской области. И вообще, считался одним из лучших пилотов-съемщиков Восточной Сибири.

Профессор летного дела, с огромным для людей этой профессии стажем — 45 (!) лет, сам освоил 11 типов самолетов и «поставил на крыло» многих летчиков Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. Если уж говорил слова: «Ты летать будешь!», то так оно и было.

Это подтверждает одна из поздравительных телеграмм, полученная Петром Дмитриевичем к юбилею: «Поздравляю вас, героя войны и летчика, с юбилеем. Как много значили для нас, едва освоивших летную профессию, ваши слова: «Ты летать будешь!» Вы эти слова мне сказали, и я пронес их через всю жизнь. А ваша жизнь — это образец высокого полета, служения Родине и небу. Спасибо вам за все! Валерий Хайрюзов». На авиазавод Петр Дмитриевич пришел в 1972 году, вторым пилотом вертолета спасательного отряда.

— Поначалу я не очень-то ко двору пришелся, — с улыбкой вспоминает сейчас Фролов. — Здесь все и сами асы, а я ведь и пилотом-инструктором был, и инспектором. Если вижу недостатки, то сразу выговариваю. Не всем это нравилось, и у меня даже мысль зрела уволиться.

Но отношение скептически настроенных коллег изменил всего один ночной вылет вертолетчика. В тяжелых условиях, в Саянах, он разыскал катапультировавшихся летчиков-испытателей, спас их от вполне возможной гибели. Вот тогда зауважали и стали прислушиваться.

Вся жизнь в поисках

Совсем не потому, что сначала искал полезные ископаемые, затем работал поисковиком-спасателем... Он всю свою жизнь после 1945 года стремился найти людей, с которыми был рядом сначала в полку, потом в немецком лагере, далее — на спецпроверке. Так, почти через 30 лет после войны нашел он Юрия Цуркана, того самого отважного одессита, организатора побега. И в каком бы городе ни находился — в командировке ли, в отпуске, — обязательно искал дорогих сердцу и памяти людей. Которых с каждым годом становится все меньше...

Война для лейтенанта Фролова еще не закончилась. Она живет в воспоминаниях, скорби об ушедших друзьях-однополчанах, в сожалениях, что очень поздно встретил Юрия Павловича Цуркана, да так и не успел наговориться с ним вдоволь.

Была память об этом человеке: книга «Последний круг ада», изданная в 1967 году совсем небольшим по советским меркам тиражом — 4 тысячи экземпляров. Автор — тот самый Ю.П.Цуркан. Рассказывается в ней о судьбах советских военнопленных. Есть строки и о Петре Дмитриевиче. Только вот книги нет у него, пропала безвозвратно. И сейчас он снова в поиске: мечтает найти бесценный экземпляр и хотя бы сделать для себя ксерокопию...



P.S.

Когда материал готовился к печати в «Копейке», произошло неожиданное и очень приятное событие. О летчике Фролове, на тот момент только отпраздновавшем 90-летие, был напечатан материал в заводской газете «Иркутский авиастроитель». В том тексте было также написано, что Петр Дмитриевич ищет книгу «Последний круг ада». Спустя полтора месяца после публикации в редакцию многотиражки позвонил молодой человек и сказал, что он нашел эту книгу, и хочет подарить ее ветерану к 23 Февраля.

— Это была идея моего друга, Алексея Рыскалева, — поделился Иван Давыдов, искренне смущаясь совершенно лишнего, на его взгляд, внимания журналистов. — Начали искать параллельно по Интернету. Мне первому улыбнулась удача — нашел! Сразу написал письмо украинскому букинисту, который предлагал приобрести раритет за немалые деньги. Отправил ему на «мыло» статью, объяснил ситуацию. Человек отозвался и совершенно бесплатно прислал мне эту книгу.

Надо заметить, что тем временем сам Петр Дмитриевич, не подозревая, что ему взялись помогать совершенно незнакомые люди, выписал эту книгу из Красноярской краевой библиотеки. Она пришла, но... увидеть ее можно было только в читальном зале, а ветеран давно уже не выходит из дома. Кроме того, ксерокопию снять не разрешили — от этого старенький томик мог пострадать. Так и ушла заветная книжка обратно в Красноярск, а Петр Дмитриевич заплатил одной из иркутских библиотек за ее пересылку туда и обратно... Что поделаешь — часто в нашей жизни строгое следование инструкциям граничит с черствостью.

Но, к счастью, есть и неравнодушные люди. Один из них — Иван Давыдов, слесарь авиазавода, студент технического университета, обычный и, по-моему, очень надежный парень.

— Да за что мне-то спасибо? — искренне изумляется наш герой на слова благодарности от имени ветерана Фролова и от меня. — Это вы Петру Дмитриевичу спасибо передайте. Ведь его поколение сделало для нас все...

Елена Вторушина. Фото автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ