Никому не нужен. От приобретения аэропорта Байкал отказался уже третий потенциальный покупатель

В сентябре австрийская компания AI Airports International (бывшая Meinl Airports Int.) провела переговоры с авиакомпанией S7 Airlines о продаже крупнейшему российскому перевозчику улан-удэнского аэропорта Байкал

В переговорах, по данным «Информ Полиса», участвовал совладелец S7 Group и бывший генеральный директор S7 Airlines Владислав Филев. Он дал четко понять, что его компания желает купить международный аэропорт в Бурятии.

В сентябре AI Airports предложила S7 приобрести здание аэровокзала в Улан-Удэ и другое оборудование всего за 5 млн. долларов. Напомним, что в 2007 году эта австрийская компания, за которой стоял Meinl Bank, купила улан-удэнский аэропорт у структур, близких к разорившейся в прошлом году авиакомпании «КрасЭйр», за 24 млн. долларов. Эксперты тогда утверждали, что цена сделки была явно завышена.

S7 Airlines была готова выложить за аэропорт Байкал 5 млн. долларов. Стороны уже начали готовить первые документы, но завершить сделку им помешал Meinl Bank. Еще летом материнская компания предъявила своей дочке, занимавшейся инвестициями в аэропорты, претензии на 100 млн. евро. Банк вместе с акционерами AI Airports считает, что деньги инвесторов были потрачены крайне неэффективно. Поэтому Meinl Bank и заблокировал сделку с S7 Airlines, посчитав, что 5 млн. долларов очень маленькая сумма за актив в далекой Бурятии.

ОТДАТЬ ЗА КОПЕЙКИ

Правительство Бурятии, которое внимательно следит за развитием событий вокруг главных воздушных ворот республики, уже неоднократно высказывало неудовольствие неэффективностью австрийского собственника, который обещал еще два года назад инвестировать в Байкал миллионы долларов. Однако за все это время потратился, как утверждает руководство аэропорта, всего на 40 млн. рублей, которые пошли на покупку необходимого оборудования и текущие расходы.

Глава республики Вячеслав Наговицын уже не раз высказывался о будущем аэропорта. Так, этим летом он объявил, что группа компаний «Метрополь», владеющая в Бурятии месторождениями полезных ископаемых, построит рядом новое здание аэровокзала. Тогда услуги бы существующего аэровоказала оказались бы невостребованными. По данным «Информ Полиса», «Метрополь» действительно возьмется за строительство. Но возведет терминал, который будет обслуживать самолеты бизнес-класса и чартерные рейсы. В компании, которая также инвестирует в развитие туристической зоны «Байкальская гавань», уверены, что рекреационные возможности озера Байкал привлекут в недалеком будущем состоятельных клиентов. Два месяца назад, когда AI Airports уже твердо объявила о намерении продать аэропорт, президент Бурятии предложил купить его московскому правительству. Однако вице-мэр Москвы Юрий Росляк не сказал тогда ни «да», ни «нет».

Правительство Москвы, которое поддерживает региональные перевозки в центральной России, возможно, и выложило бы 5 млн. долларов за Байкал. Однако купить его за 24 млн. долларов, как настаивает Meinl Bank, оно точно не сможет. S7 тоже не готова заплатить за улан-удэнский аэропорт такую сумму.

Мнение эксперта

Говорить о реальном потоке пассажиров в Улан-Удэ не приходится

Олег Пантелеев, глава аналитической службы АвиаПорт.RU:

— Проблема с оценкой стоимости аэропорта очевидна: во-первых, сегодня ситуация явно не рыночная, поэтому говорить о традиционных методиках оценки стоимости бизнеса не приходится. А балансовая стоимость вряд ли отражает реальную сумму, которую может заплатить за актив тот или иной инвестор. Во-вторых, сегодня аэропорт не в состоянии генерировать доход, покрывающий стоимость его содержания, речь может идти только о минимизации убытков. В этой ситуации, а она будет продолжаться и в будущем году, вряд ли найдется много инвесторов, способных заплатить сумму, сопоставимую с ценой приобретения (24 млн. долларов).

Да и перспективы туристической зоны пока не так уж однозначны. В России внутренний туризм очень плохо развит. Он собирает крохи в сравнении с Египтом или Турцией, ­поэто­му говорить о реальном потоке на Улан-Удэ в ближайшие три-четыре года не приходится. Тем более что сегодня туристический рынок сильно провалился, его оздоровление — вопрос не скорый. И, очевидно, для потребителей из европейской части страны Байкал не первый приоритет.

Резюмируя, скажу, что желание AI Airports выручить за этот объект сумму, сопоставимую с совершенными затратами, очевидно, но на ближайшие годы реализовать его не удастся. И причин тут несколько: и общий экономический кризис, который отодвинул реализацию большинства проектов и сильно подорвал туристический рынок, и переоцененность самого объекта, который не скоро сможет оправдать надежды инвесторов.

Константин Гетманский

<p align=right><a target=_blank href=http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=25156>"Информ Полис"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ