Иркутск теряет позиции в топе «Яндекса», несмотря на снижение интернет-тарифов

Доступ в Интернет – чуть ли не единственный вид услуг, который существенно подешевел во время кризиса. По оценкам провайдеров, в Иркутской области тарифы на выход в Сеть потеряли с начала года до 60-80%. Основное снижение коснулось безлимитных планов, на которые переключились уже больше половины пользователей. Несмотря на позитивный тренд, Иркутск продолжил падение в рейтинге самых интернетизированных городов, который составляет компания «Яндекс». По итогам июля областной центр опустился сразу на четыре пункта, оказавшись на рекордно низкой для себя 24-й позиции. Впрочем, эксперты утешают, что с интернет-активностью в Иркутске «всё в порядке», просто в других городах «освоение Сети идёт гораздо быстрее».

Оптом дешевле

С начала года, по оценке ОАО «Деловая сеть Иркутск», расценки на доступ в Интернет в целом упали примерно на 20%. Причём основное снижение коснулось безлимитных тарифов, в то время как цена трафика осталась на уровне прошлого года, отметил финансовый директор «Ориент-Телеком» Владимир Гайдуков. Так, в Иркутском филиале ОАО «Сибирьтелеком», занимающем наибольшую долю на рынке интернет-услуг (60 тыс. абонентов ADSL под маркой «Webstream» и 40 тыс. абонентов «dial-up» по области), заявляют о снижении безлимитных тарифов почти вдвое: доступ со скоростью 128 Кбит/сек теперь стоит 390 вместо 690 рублей. В ТТК-Байкал, вышедшем в 2008 году на розничный рынок услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД), тарифы с начала 2009 года снизились более чем на 60%, причём на планах с самой высокой скоростью – 2048 Кбит/сек – цена упала сразу на 82%. Единственным, что подорожало, оказался коммутируемый Интернет – провайдеры повысили стоимость «dail-up», чтобы стимулировать пользователей переходить на более современные виды связи, уверен Гайдуков.

Тем не менее революционных изменений в динамике тарифов на Интернет не наблюдалось, уверен шеф-редактор сетевого портала «Бабр.ru» Дмитрий Таевский. «Снижение стоимости доступа связано с развитием отрасти, ростом конкуренции среди провайдеров и числа клиентов, – отметил он. – Однако из-за жёсткой зависимости региона от «длинных» магистральных каналов падение тарифов до уровня столичных невозможно: иркутские пользователи в любом случае будут оплачивать аренду магистральных сетей». Несмотря на то, что стоимость доступа к магистральной сети Интернет в течение года уменьшилась в десятки раз, на снижении тарифов для конечных пользователей это фактически не отразилось, добавили в ТТК-Байкал.

Состояние подключения

Кризис, по наблюдениям провайдеров, практически не отразился на поведении иркутских пользователей Интернета. «Они по-прежнему ищут пути экономии, – отметили в «Сибирьтелекоме». – Продолжается переход на безлимиты, 80% абонентов уже на таких тарифных планах». По сведениям ТТК-Байкал, потребительское поведение в части затрат на Интернет практически не изменилось в связи с кризисом. «Социологические опросы подтверждают, что расходы на мобильную связь и Интернет на сегодня относятся к категории базовых потребностей, от которых потребители готовы отказаться только в самую последнюю очередь», – полагают в ТТК-Байкал. В Иркутске, к слову, на Интернет тратят больше, чем в Москве: 3–4% от семейного бюджета против 1,5%.

В сегменте беспроводного Интернета кардинальных изменений также не произошло. По информации оператора «Байкалвестком», потребление трафика продолжило расти: к примеру, в июне 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, этот показатель в сети стандарта GSM вырос на 67%, в сети Wellcom (стандарт CDMA-450) – на 324%. За этот же период абонентская база GSM выросла на 10% (с 1, 8 млн. до 2,46 млн. абонентов), CDMA – на 243% (с 16 до 54,9 тыс.).

По признанию экспертов, определённый страх корпоративных клиентов и попытка резкого снижения затрат, в том числе и на интернет-трафик, наблюдались только в первые месяцы этого года. «Естественно, что компании стали внимательнее следить за растратчиками трафика. Например, количество запросов по вычислению компьютеров, с которых качаются торренты, выросло в разы, – отметил Дмитрий Таевский. – А в летний период стала ощущаться проблема с платежами: клиенты не отказываются от услуг Интернета, но задерживают оплату, причём не только частные компании, но и госструктуры». С домашними пользователями таких проблем практически не возникает, добавил он.

Иркутск, красавицы, рок-н-ролл

Несмотря на позитивные тренды, Иркутск продолжает терять позиции в рейтинге самых интернетизированных городов, который ежемесячно составляет компания «Яндекс». Список формируется на основе интернет-индекса, в котором учитывается доля пользователей «Яндекса» в городе (при этом население города берётся из данных последней переписи), количество и авторитетность городских сайтов, популярность города в поисковых запросах и, с недавних пор, активность региональных блоггеров. По итогам июля столица Приангарья опустилась на четыре строчки, заняв 24 место между Ижевском и Архангельском (в первой тройке – Екатеринбург, Самара и Новосибирск). Как рассказал «Конкуренту» директор по региональному развитию «Яндекса» Александр Ларьяновский, в течение 2008 года Иркутск держался на 15–17 строчках рейтинга, а в феврале 2009 года начал опускаться по списку: сначала на 18 место, а к июлю город достиг 24-й позиции. «Вероятно, сказалось и сезонное снижение на фоне общего уменьшения интернет-активности в летний период», – предположил Ларьяновский.

Интересно, что в рейтинге Иркутск носит звание «самого музыкального города»: запросы про музыкальные аккорды отсюда приходят в полтора раза чаще, чем из других городов. Мелодиями для сотовых телефонов иркутяне интересуются в два с лишним раза чаще, чем остальные жители страны. А пользователей Рунета Иркутск привлекает в основном красавицами. Среди самых популярных запросов с именем города – строка «Мисс Иркутск 2004». Очень часто спрашивают и про «интернет-магазины Иркутска», констатирует администрация «Яндекса». Кроме того, с именем города чаще всего встречаются эпитеты «большой», «красивый» и «дорогой».

«У Иркутска достаточно хороший показатель общей активности пользователей, но не следует забывать о том, что ещё десять лет назад Иркутск был на 7-8 местах в этом же рейтинге», – отметил Таевский. По его мнению, снижение индекса Иркутска связано в первую очередь с «провалами в региональной стратегии в отношении Интернета»: «Население не стало меньше пользоваться Интернетом, просто в регионах активность растёт гораздо быстрее». Александр Ларьяновский из «Яндекса» подтвердил, что на положение Иркутска влияет не только динамика его индекса, который, кстати, вырос с августа 2008 года почти вдвое – 641 пункт вместо 380. «В списке учитываются также изменения индексов других городов, – добавил Ларьяновский. – Кроме того, список участников рейтинга пополняется, и от этого тоже зависит распределение мест. В частности, весной 2009 года компания добавила в рейтинг ещё четыре города».

Широта и долгота

В Иркутской области относительно невысокий уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет; в Красноярске или Новосибирске этот показатель выше, сообщили в компании ТТК-Байкал. В целом ежемесячная аудитория глобальной сети в регионах (в городах с населением свыше 100 тыс. человек) составляет 42% от общего числа пользователей, или 19,4 млн. человек. Причём Сибирский федеральный округ занимает второе место по проникновению Интернета среди регионов (22,7%), а лидирует Дальневосточный округ (29,8%), рассказали в ТТК-Байкал. Две трети аудитории выходит в Сеть из дома, из них порядка 20% подключены к широкополосному доступу. «Наша область очень активна, даже если сравнивать с другими регионами СФО, мы всегда в первой тройке по количеству подключений. Идёт рост, рынок ещё не насыщен, – отметили в пресс-службе «Сибирьтелекома». – Хотя, конечно, в Новосибирске, Красноярске и Кемерове больше интернет-пользователей, а уровень проникновения Сети переходит в зрелость».

Наибольшая плотность покрытия Сетью, разумеется, в Иркутске и Ангарске. По оценкам экспертов, эти два города забирают примерно 80% всего регионального Интернета. Далее следуют Шелехов и Братск. Хуже всего с покрытием в северных районах (кроме Бодайбо) и на побережье Байкала (кроме Байкальска и Слюдянки). На этих территориях операторы предлагают либо беспроводной Интернет, либо «dial-up». Так, в Бодайбинском районе «Сибирьтелеком» использует коммутируемый и спутниковый доступ. «Беспроводной Интернет оправдан только в отдалённых районах области. Он хорош своей мобильностью, но в остальном часто страдает качество, – отметил Владимир Гайдуков. – К примеру, филиал одного из крупнейших банков в Иркутске построил свою корпоративную сеть на основе такой технологии. Теперь его банкоматы периодически отключены из-за отсутствия связи с банком». Выровнять плотность покрытия Сетью Иркутской области операторы намерены уже в следующем году. С 2010 года «Сибирьтелеком» планирует запустить услуги ШПД под брендом «Webstream» в наименее доступных районах региона, а ТТК-Байкал намерен расширить сети по технологии ADSL (высокоскоростной доступ по телефонной линии) и FTTB (заведение широкополосной сети непосредственно в здание). По информации компании, велика вероятность вхождения в течение года ещё в 4–5 городов Иркутской области. А вот появление новых федеральных игроков на территории региона, по прогнозам провайдеров, практически исключено.

Екатерина АРБУЗОВА

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.vsp.ru'>"Восточно-Сибирская правда"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ